1.Общая характеристика игры современного дошкольника и её развитие
Cовременные дошкольники почти не знают традиционных детских игр и не умеют играть. Главной причиной является нехватка времени на игру.
Во многих детских садах режим дня перегружен различными занятиями и на игровую деятельность остается мало времени. Однако и это время дети, не могут спокойно играть – они ругаются, толкаются - вследствие этого воспитатели пытаются заполнить свободное время детей смирными занятиями. При этом они свидетельствуют, что дошкольники не умеют и не хотят играть. Что отвечает действительности. Игра не появляется сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В современном мире эта взаимоотношение детских поколений разорвана [2].
Дети вырастают среди взрослых, а у них нет времени играть, да и не умеют они этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их обучают. В результате игра покидает жизнь дошкольников, а с ней уходит и детство. Не достататок игры в этом возрасте негативно отражается на психическом и личностном развитии детей. Ведь только в игре наиболее сильно развиваются мышление, воображение, эмоции, общение.
Приоритет игры перед какой либо другой деятельностью содержится в том, что в ней ребёнок добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил приносит наибольшее удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным.
Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может показать свою инициативу и творческую активность. Одновременно, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть поступать правильно. Взгляд современных дошкольников на игру существенно изменился.
Hе смотря на сохранение и признание отдельных игровых сюжетов, дети в большинстве случаев не придерживаются правил игры и не находят обязательным их выполнение. Они перестают сравнивать свои желания и своё поведение с образом правильного поведения или образом взрослого. Ведь именно это согласование своих действий делает поведение ребенка понятым, превращает его в сознательного субъекта своей жизни. Это не означает, что современные дети не владеют правилами поведения - коммуникативными, учебными, правилами дорожного движения, бытовыми и пр. Однако эти правила идут извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден адаптироваться к ним.
Главное преимущество игр с правилами заключается в том, что они не принудительно принимаются детьми, поэтому представление о том, как и что нужно делать соединяются с чувствами и желаниями. В выработанной форме игры дети сами хотят действовать верно. Отсутствие таких правил в игре может указывать на то, что у современных детей игра прекращает быть произвольной и другая деятельность для ребёнка 3-6 лет заменить эту функцию не может.
Произвольность игры – это не только действия по правилам, это осознанность, свобода ответственность, самоконтроль. Лишившись игры, дети не достигают всего этого. В итоге их поведение остаётся непроизвольным, ситуативным и зависит от окружающих взрослых.
Hаблюдения указывают на то, что современные дошкольники не умеют создавать свою деятельность, наполнить её смыслом. У большинства из них отсутствует воображение, не развита инициатива и самостоятельность мышления [1].
Дошкольный возраст является наилучшим периодом для формирования этих основных качеств, все эти умения не возникнут сами собой в более зрелом возрасте. Главным показателем благополучия ребёнка принято считать уровень готовности к школе, который проявляется в умении писать, считать и читать, выполнять инструкции взрослого. Так как обучение прокладывает путь психическому развитию, оно может устанавливать течение развития психических процессов, и к перестройке качеств, сложившихся раньше.
Детям - дошкольникам часто присущи такие качества, как конкретность мышления, нерасчлененность восприятия, непроизвольность внимания и памяти. Эти особенности были много раз определены в психологических изучениях. Из отображения детьми картинок и предметов, из их личных рисунков видно, что у них получается воспринять либо отдельные части, либо общие очертания предметов, детали, а одновременный охват целого и его частей оказывается в основном достигаемым. Говоря о чем-нибудь, ребенок часто имеет в виду- только некоторые, известные ему по прошлому опыту случаи и предметы. Bот мама учит сына читать. Они вместе читают: «Котенок». «Котенок? Это какой котенок?- спрашивает ребенок.— Тот, что вчера спал на коврике у квартиры, да?» Ребенку очень трудно сконцентрироваться на каком-либо занятии, он с трудом запоминает то, что от него хотят взрослые, хотя может прекрасно запомнить тот же материал в процессе игры или другой увлекательной для него деятельности [5].
Oтсутствие интересов и самостоятельности будет иметь печальные результаты не только в школе. Скудость игры отрицательно отражаются и на общении детей, ведь в основном оно происходит в совместной игре.
Bыполняя разные роли, дети учатся видеть события и интересы других, придерживаться определенных норм и правил. Эти наблюдения помогают выявить направление работы с каждым ребёнком. Приоритетными считаются такие задачи;1)способствовать объединению в игре детей; 2) обучить ребёнка играть; 3) воспитывать чувство доброжелательности и взаимопомощи; 4) приучать детей соблюдать во время игры правила; 5) корректно руководить выбором игры.
Для этого используются сюжетно-ролевые игры. Формирование сюжетно-ролевых игр осуществляется в нескольких направлениях: 1. Hепосредственное руководство играми детей; 2. Создание необходимой игровой среды. С помощью родителей оборудуется игровая среда [5].
Красивые куклы, мебель, посуда быстро притягивают малышей, и они приступают по разному действовать с ними: кормить, катать, укладывать. С детьми необходимо играть и утром, и после дневного сна. В начале младшей группы, для формирования игры недостаточно только хорошее оборудование группы игровым материалом. Необходимо присутствие разных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре.
Oсновная задача – направить интересы детей на обогащение игровых действий и формирование игрового сюжета. С этой целью проводятся наблюдения с детьми за работой взрослых. В дальнейшем играя, дети не просто ставят кастрюли на плиту, а «варят» суп, компот. Накопленный опыт приходит на помощь детям и они начинают активней участвовать в игре [6].
Полный вариант данной работы можно найти на сайте "Инфоурок" по ссылке:
https://infourok.ru/igra-kak-veduschaya-deyatelnost-v-doshkolnom-vozraste-3341240.html
|