Понедельник
07.07.2025
03:14
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Персональный сайт воспитателя Мочаловой Анны Ивановны.
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [32]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте

1.Общая характеристика игры  современного дошкольника и её развитие

             Cовременные дошкольники почти не знают традиционных детских игр и не умеют играть. Главной причиной  является нехватка времени на игру. 

            Во многих  детских садах режим дня перегружен различными занятиями и на игровую деятельность остается мало времени. Однако и это время дети, не могут спокойно играть – они ругаются, толкаются - вследствие этого воспитатели пытаются заполнить свободное время детей смирными занятиями. При этом они свидетельствуют, что дошкольники не умеют и не хотят играть.  Что отвечает действительности. Игра не появляется сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В современном мире эта взаимоотношение детских поколений разорвана [2].

            Дети вырастают среди взрослых, а у них нет времени играть, да и не умеют они этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их обучают. В результате игра покидает  жизнь дошкольников, а  с ней уходит и детство. Не достататок игры в этом возрасте негативно отражается на психическом и личностном развитии детей. Ведь только в игре наиболее сильно развиваются мышление, воображение, эмоции,  общение.

             Приоритет  игры перед какой либо другой деятельностью содержится в том, что в ней ребёнок  добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил приносит наибольшее удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным.    

            Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может показать свою инициативу и творческую активность. Одновременно, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть поступать правильно. Взгляд современных дошкольников на игру существенно изменился.

            Hе смотря на сохранение и признание отдельных игровых сюжетов, дети в большинстве случаев не  придерживаются правил игры и не находят обязательным их выполнение. Они перестают сравнивать свои желания и  своё поведение  с образом правильного поведения или образом  взрослого. Ведь именно это согласование своих действий делает  поведение ребенка понятым, превращает его в сознательного субъекта своей жизни. Это не означает, что современные дети не владеют правилами поведения - коммуникативными, учебными, правилами дорожного движения,  бытовыми и пр. Однако эти правила идут извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден  адаптироваться к ним.

           Главное преимущество  игр с правилами заключается  в том, что они не принудительно принимаются   детьми, поэтому  представление о том, как и  что  нужно  делать соединяются с чувствами и  желаниями. В выработанной форме игры дети сами хотят действовать верно. Отсутствие таких правил в игре может указывать на то, что у современных детей игра прекращает быть  произвольной и другая деятельность для ребёнка 3-6 лет заменить эту функцию не может.

           Произвольность игры – это не только действия по правилам, это осознанность, свобода ответственность, самоконтроль. Лишившись игры, дети не достигают всего этого. В итоге их поведение остаётся непроизвольным, ситуативным  и зависит от окружающих взрослых.  

           Hаблюдения указывают на то, что современные дошкольники не умеют создавать свою деятельность, наполнить её смыслом. У большинства из них отсутствует воображение, не развита инициатива и самостоятельность мышления [1].

          Дошкольный возраст является наилучшим периодом для формирования этих основных качеств, все эти умения  не возникнут сами собой  в более зрелом возрасте.  Главным показателем благополучия ребёнка принято считать уровень готовности к школе, который проявляется в умении писать, считать  и читать,  выполнять инструкции взрослого. Так как обучение  прокладывает путь психическому развитию, оно может устанавливать течение развития психических процессов,  и к перестройке качеств, сложившихся  раньше.

           Детям - дошкольникам часто присущи такие качества, как конкретность мышления, нерасчлененность восприятия, непроизвольность внимания и памяти. Эти особенности были много раз определены в психологических изучениях. Из отображения детьми картинок и предметов, из их личных рисунков видно, что у них  получается  воспринять либо  отдельные части, либо  общие очертания предметов,  детали, а одновременный охват  целого и его частей оказывается в основном достигаемым. Говоря  о чем-нибудь, ребенок часто имеет в виду- только некоторые, известные ему по прошлому опыту случаи и предметы. Bот мама учит сына читать. Они вместе читают: «Котенок». «Котенок? Это какой котенок?- спрашивает ребенок.— Тот, что вчера спал на коврике у квартиры, да?» Ребенку очень трудно сконцентрироваться на каком-либо занятии, он с трудом запоминает то, что от него хотят взрослые, хотя может прекрасно запомнить тот же материал в процессе игры или другой увлекательной для него деятельности [5].

             Oтсутствие интересов и самостоятельности  будет иметь печальные результаты не только в школе. Скудость игры отрицательно отражаются и на общении детей, ведь в основном оно происходит в совместной игре.

                Bыполняя разные роли, дети учатся видеть события и интересы других, придерживаться определенных  норм и правил. Эти наблюдения помогают  выявить  направление работы с каждым ребёнком. Приоритетными считаются такие задачи;1)способствовать объединению в игре детей; 2) обучить ребёнка играть; 3) воспитывать чувство доброжелательности и  взаимопомощи; 4) приучать детей соблюдать во время игры правила; 5) корректно руководить выбором игры. 

               Для этого  используются сюжетно-ролевые игры. Формирование  сюжетно-ролевых игр осуществляется в нескольких направлениях: 1. Hепосредственное руководство играми детей; 2. Создание необходимой игровой среды. С помощью родителей оборудуется игровая среда [5].

               Красивые куклы, мебель, посуда быстро притягивают малышей, и они приступают по разному  действовать с ними: кормить, катать, укладывать. С детьми  необходимо играть и утром, и после дневного сна. В начале младшей группы, для формирования игры недостаточно только хорошее оборудование группы игровым материалом.  Необходимо присутствие разных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре.   

           Oсновная задача – направить интересы  детей на обогащение игровых действий и  формирование игрового сюжета. С этой целью проводятся наблюдения с детьми за работой  взрослых. В дальнейшем играя, дети не просто ставят кастрюли на плиту, а «варят» суп, компот. Накопленный опыт приходит на помощь детям и они начинают  активней участвовать в игре [6].

Полный вариант данной работы можно найти на сайте "Инфоурок" по ссылке: 

https://infourok.ru/igra-kak-veduschaya-deyatelnost-v-doshkolnom-vozraste-3341240.html

Категория: Мои статьи | Добавил: aniamochalowa2017 (17.01.2021)
Просмотров: 31 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта