Содержание:
1.Дистанционные технологии обучения
2.Необходимые условия развития системы ДО
3.Дистанционные образовательные технологии в школе
4.Программно-методическое обеспечение технологии ДО
5.Модели организации обучения по технологии ДО
6.Литература
1.Дистанционные технологии обучения
Дистанционное обучение (ДО) – технология обучения и организации образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельной работы обучающегося. Среда обучения характеризуется тем, что обучающиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от педагога в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность поддерживать диалог, как с педагогом, так и с другими обучающимися с помощью средств и возможностей компьютерной сети.
Во всем мире в настоящее время уделяется большое внимание и поддерживается на государственном уровне развитие системы дистанционного образования (ДО) как перспективного направления непрерывного повышения квалификации, получения дипломированного и недипломированного образования. Правительства многих зарубежных стран объявили развитие дистанционного образования приоритетным направлением и регулярно выделяют под это большие деньги. Начало положили американцы (у них, пожалуй, больше, чем где бы то ни было, различных форм дистанционного образования). В последнее время миллионные проекты запущены в Европе. Австралия начала активно экспортировать свои образовательные программы, в массовом порядке переведенные на язык компьютера. Мир выбирает дистанционное образование, потому что у ДО много преимуществ. Во-первых, это самое массовое образование. По одним и тем же программам в одном и том же университете могут одновременно обучаться миллионы людей. Кстати, первые дистанционные про граммы были созданы именно для того, чтобы сделать элитарное до тех пор образование массовым и общедоступным. Западным странам потребовались обученные и высококвалифицированные работники. И потребовались очень быстро. "Быстрота" – одно из основных достоинств дистанционного образования.
Технология дистанционного обучения трактуется в законе «Об образовании» следующим образом. «Под технологией ДО мы рассматриваем совокупность методов, форм и средств взаимодействия с обучающимися в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения определенного массива знаний».
Коротко основные положения дистанционного обучения можно представить в следующем виде:
− определяющими индивидуальными качествами обучающихся, применяющих технологии дистанционного обучения должны быть: самоуважение; целеустремленность; способность к самоконтролю и самостоятельной познавательной деятельности обучающегося;
− сформированная потребность самостоятельного приобретения и
применения знаний должна стать потребностью современного человека на протяжении всей его сознательной жизни в непрерывном повышении культурного и образовательного уровня. Система дистанционного образования должна обеспечить приоритет активного, самостоятельного приобретения знаний, формирования новых видов познавательной деятельности, которые позволяют обучающимся выполнять не только чисто учебные задачи, но главное – получать новые знания для решения проблем окружающей действительности;
− организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся предполагает использование новейших технологий обучения, стимулирующих интеллектуальное развитие обучающихся.
− система дистанционного обучения должна предусматривать не только индивидуальные формы общения с педагогом, но и групповые формы в режиме различных конференций для общения с другими обучающимися;
− система самоконтроля усвоения знаний и способов познавательной
деятельности должна сопровождаться внешними, разнообразными формами
контроля, которые должны обеспечиваться как минимум двухконтурной
структурой обратных связей в модели управления познавательной деятельностью.
Дистанционное обучение от традиционных форм обучения выделяют
обычно следующие характерные черты:
1) быстрота: возможность повышения квалификации, полного образования или по отдельным направлениям в достаточно сжатые сроки, определяемые индивидуальными особенностями и целеустремленностью обучающегося;
2) массовость: это самое массовое образование. По одним и тем же программам в одном и том же университете могут учиться одновременно миллионы людей. Первые дистанционные программы обучения были созданы именно
для того, чтобы сделать элитарное до тех пор образование массовым и общедоступным;
3) гибкость: возможность получить образование в удобное для себя время и сроки и независимо от места расположения образовательного учреждения, иметь нерегламентированный отрезок времени для освоения, как отдельной дисциплины, так и для получения образования в целом;
4) совместимость: параллельное с профессиональной деятельностью
обучение, т.е. без отрыва от производства;
5) охват: одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с педагогами;
6) технологичность: использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
7) социальное равноправие: равные возможности получения образования
независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучающегося.
Основу образовательного процесса технологии дистанционного обучения составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучающегося. Технологии дистанционного обучения позволяют принципиально изменить отношение к получению образования, необходимости непрерывного повышения своего культурно-образовательного уровня на протяжении всей своей жизни, - в этом основная миссия самой технологии ДО. Обучение с использованием дистанционной образовательной технологии возможно в любом месте проживания обучающегося разного возраста и без ограничения возраста, расстояния и времени получения образовательных услуг. Безусловно, для использования достоинств дистанционной образовательной технологии необходимы определенные условия ее реализации. Прежде чем переходить к рассмотрению этих условий остановимся на историческом аспекте развития дистанционной образовательной технологии. В истории развития дистанционной образовательной технологии можно выделить несколько этапов.
Для мирового сообщества технология дистанционного обучения развивается достаточно давно. С 1938 года существует Международный Совет по Заочному образованию. Эта старейшая образовательная организация с 1982
года известна как Международный Совет по Дистанционному Образованию
(ICDE). Сегодня говорят о новом - четвертом этапе развития технологии дистанционного образования. Интенсивное развитие дистанционного образования связывают с ростом популярности глобальной сети Интернет (начало 80-х годов). Особенностью развития настоящего периода дистанционного образования являются развитые средства доставки информации, возможность работы в интерактивном режиме, комплексное использование различных взаимодополняющих технологий обучения. На данном этапе развития мирового сообщества большое внимание во всех сферах его жизнедеятельности уделяется сетевым технологиям общения. Образовательная сфера не является исключением, именно здесь раскрываются огромные потребности и возможности внедрения современных информационных сетевых технологий. Кроме того, заслуживает внимания идея создания единого мирового информационно-образовательного пространства. Разумеется, возникает много проблем на современном этапе развития единой среды системы образования, существуют не только технические или технологические особенности и проблемы. Вопрос намного сложнее. Проблемам и перспективам развития системы образования посвящено много публикаций, конференций, симпозиумов, форумов. Глобальная сеть Интернет стала одним из самых значительных демократических достижений конца минувшего века, осуществившая переход к информационному обществу. Информационный прорыв Интернет оказал фундаментальное воздействие на все сферы человеческой жизни и, прежде всего, на образование. Применение Интернет существенно изменило характер организации обучения и общения как между преподавателями и обучающимися, так и между самими обучающимися.
Первым шагом в развитии сетевого взаимодействия стало применение
электронной почты (E-mail) – одной из наиболее часто используемых сервисов Интернет. Глобальная сеть Интернет и возможности Интернет - технологий становятся атрибутами современного общества.
Очень интересны прогнозы, высказанные руководителем компании Microsoft Биллом Гейтсом. Он считает, что уже в недалеком будущем различий между коммуникационными сетями не будет. Один провод обеспечит телефонную и видеотелефонную связь, доступ к Интернет и телевизионным каналам. Получило развитие общение специалистов разных стран и выполнение международных проектов в различных областях и в области развития системы образования, в том числе дистанционного и открытого образования. Многие зарубежные вузы, включая российские, представили в Интернет собственные информационные ресурсы.
Остановимся более подробно на возможностях и развитии дистанционных образовательных технологий. Возможности и особенности существующих и разрабатываемых дистанционных образовательных технологий рассматривают многие ученые и педагоги: Е.С. Полат, А.А. Андреев, В.П. Тихомиров, А.Ю. Уваров, другие. Наиболее удачно, на наш взгляд, приведена типология, отражающая суть развития технологий дистанционного обучения современного периода, в которой выделено три основных вида технологии дистанционного обучения:
− Кейс-технология (КТ);
− TV-технология;
− Сетевая технология (СТ).
Безусловно, наиболее перспективное внедрение дистанционных образовательных технологий связано с развитием компьютерных телекоммуникационных сетей, использованием мультимедийных технологий при создании программно-методического обеспечения образовательного процесса, развитием интерактивного сетевого взаимодействия (видеоконференции, форумы, электронные семинары, другое).
Коротко рассмотрим направления развития дистанционных образовательных технологий у нас в стране. Дистанционное образование в России развивается по двум направлениям. Первое состоит в воспроизведении у нас в стране концепции и технологий зарубежного «открытого» образования, заимствованных из опыта США и Западной Европы. Причем создаются соответствующие зарубежные представительства, предлагающие сугубо западные (и по методам организации и по содержанию учебного материала) образовательные модели обучения с получением дипломов зарубежных вузов. В чем суть развития дистанционного образования этого направления? Главная особенность этого направления использования дистанционных образовательных технологий заключается в том, что обучающиеся могут выбирать отдельные курсы для обучения в различных образовательных учреждениях в соответствии со своими принцами выбора и личными интересами. Выбор курсов обучения и получение сертификатов по различным курсам могут не создавать единого, целостного направления подготовки обучающегося. Безусловно, в таком подходе к своему образованию есть здравый прагматический смысл, отвечающий личным потребностям человека. Обучающийся сам определяет свое направление подготовки, сам отвечает за свой уровень образования. Подход к получению подготовки по определенному направлению и просто курсу не предполагает учета начального уровня подготовки обучающегося, нет никаких ограничений на выбор страны, вуза или времени продолжительности обучения. Безусловно, в такой возможности получения образования есть как свои достоинства, так и недостатки (посвятим рассмотрению этих проблем один электронный семинар).
Второе направление связано с Концепцией Госкомвуза Российской Федерации о развитии дистанционного образования в стране. В последние несколько лет в России интенсивно проводятся работы по созданию и разработке технологий дистанционного обучения. Разумеется, для успешного развития дистанционных образовательных технологий необходимы условия не только в виде материально-технической базы, но, в первую очередь, программно- методического и кадрового обеспечения дистанционного образовательного процесса, формирования потребностей в непрерывном образовании у самого обучающегося.
В основе второго направления лежит расчет на собственные творческие силы российской высшей школы, на ее действительно мощный научно- педагогический потенциал. Многие вузы, имея широкий спектр научных и учебно-методических разработок, предпочитают идти своим путем, сохраняя лучшие традиции российской системы образования. Поэтому естественно, что именно в высших учебных заведениях страны сосредоточились наиболее масштабные центры дистанционного образования (ЦДО). Ряд ведущих государственных и негосударственных вузов России: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ); Международный институт менеджмента (МИМ) «Линк»; Современный гуманитарный университет (СГУ); Московский энергетический институт; Московский авиационно - технологический институт; Томский государственный университет, а также ряд других вузов проводят собственные разработки программно - методического обеспечения системы дистанционного образования вуза. Разработками технологий обучения и необходимого программно-методического обеспечения обычно первыми начинают заниматься вузы, поэтому и дистанционные образовательные технологии были внедрены первоначально в нашей стране в систему высшего образования и систему повышения квалификации специалистов. Для того чтобы рассмотреть возможности технологии ДО необходимо понимание общей концепции создания системы дистанционного образования, а также поиск собственных решений поставленной проблемы невозможен без глубокого анализа существующего на данный момент времени опыта построения подобных систем, основных принципов их создания и широкого внедрения в другие образовательные учреждения.
Полный вариант данной работы можно найти на сайте "Инфоурок" по ссылке:
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-distancionnie-tehnologii-obucheniya-3370174.html
|